суббота, 10 ноября 2012 г.

Как «взвесить» 53 минуты?


Всем очень хорошо известна прямая зависимость количества денежных средств, потраченных участниками ВЭД от времени  совершения таможенных операций должностными лицами таможни при перемещении товаров и грузов через  государственную  границу  РФ. И это  немалые деньги, потеря которых  порой становится основным  мотиватором  для поиска предпринимателем других логистических схем, например, ухода транспортных потоков в Белоруссию и  Казахстан. Это не может не беспокоить  ни Президента, поставившего цель  занять 20-ю строку рейтинга Doing Busines («Ведение бизнеса»), подготавливаемого  Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией (IFC), ни ФТС, от которой  во многом зависит выполнение этой непростой задачи.
Пробки на МАПП не уменьшаются
Поэтому основной темой последнего заседания Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России, состоявшегося 12 октября, стали проблемы, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через автомобильные пункты пропуска.
Бочка меда
Напомним, что со второго полугодия 2011 года ФТС утвердила целевой показатель «Время совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». В прошлом году он был установлен на значении в 80 минут, к концу текущего года должен сократиться до 60 минут.
И вот,  на упомянутом заседании начальник ГУОТО и ТК В. Ивин заявил  почтенной публике, что по итогам 2 квартала 2012 года достигнуто значение показателя в 53 минуты, что в 1.5 раза быстрее, чем предполагалось! Что ж, наверное, стоило бы порадоваться за успехи таможенных органов.
Ложка дегтя
Но следом  выступил представитель от АСМАП В. Шаманов, который поведал куда менее радужную картину. По его словам, потери перевозчиков от простоев на границе в первом полугодии 2012 года составили более 4 млрд. рублей, что на 18% выше уровня прошлого года и в 2 раза - позапрошлогоднего.   По данным опросов, проведенных АСМАП, после внедрения обязательного предварительного информирования:
- 55% перевозчиков считают, что время таможенного оформления не уменьшилось;
- 67% считают, что очереди в АПП не сократились;
- 53% считают, что внедрение обязательного ПИ ничего не упростило.
Разбор полетов
Смущенные столь  явными противоречиями данных у выступавших, мы решили разобраться в деталях. Для чего взяли методику расчета упомянутого выше показателя из приказа ФТС №201.
Во-первых, как выяснилось,  показатель рассчитывается только для АПП,  расположенных  на таможенной границе Таможенного союза. Они должны быть обустроены капитальными сооружениями и соответствовать типовым требованиям к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденным приказом ФТС России от 31 октября 2008 г. № 1349.  Сколько и какие АПП соответствуют такому требованию, на сайте ФТС  нам выявить не удалось. Но вот сам приказ настолько дотошно описывает эти самые требования, что невольно закрались сомнения: а есть ли у нас вообще такие пункты пропуска?
Где прячутся резервы времени
Второе. Из списка таможенных операций, подлежащих временному контролю, исключено применение мер по минимизации рисков. Вот это вызвало полное недоумение. Согласно приказу ФТС № 1200 к таким мерам, в частности, относятся меры, широко применяемые именно в АПП:
 - формы таможенного контроля, такие как таможенный досмотр, таможенный осмотр, в том числе с применением ИДК;
- использование средств идентификации товаров (пломбы и пр.);
- использование средств идентификации транспортных (перевозочных) документов, а также имеющихся у перевозчика коммерческих документов на товары в таможенных целях (печати, штампы, сейф-пакеты и пр.).
Здесь уместно было бы  задаться вопросом,  а какова вообще доля таких товаров в общем объеме перемещаемых товарных партий? И почему, собственно, их исключили из расчетов? Только на ИДК, по сообщениям перевозчиков,  следует до четверти транспортных средств.
И самое интересное. Временные показатели определяются путем хронометража времени, которое затрачивается на проведение соответствующей операции при  контроле одного грузового транспортного средства и ввозимых на нем товаров за одну смену один раз в месяц (с чередованием декад месяца) в непиковый период времени, за исключением случаев превышения количества грузовых транспортных средств над пропускной способностью АПП, проведения реконструкции АПП, ввода запретов или ограничений сопредельным государством или непредставления перевозчиком (экспедитором) необходимых документов и сведений для совершения таможенным органом операций, связанных с осуществлением государственного контроля.
По этой фразе появляется сразу несколько вопросов. Как и кем проводится этот самый хронометраж? Инспектором Пупкиным? Или старшим смены Васькиным? Методика умалчивает, видимо, уповая на сообразительность исполнителей. Ну, а те уж стараются, будьте уверены. Тем более, что никто и никогда проверять не станет.
Когда наступает и заканчивается «непиковый» период? Кто это определяет? Судя по очередям,  у нас все время пиковый период. А как понять фразу «случаи превышения количества грузовых транспортных средств над пропускной способностью АПП»? Например, через МАПП Торфяновка проходит до 1000 грузовиков при пропускной способности 1300, но при этом среднесуточная длина очереди находится на уровне 250 машин. Это пиковый период или пропускную способность неправильно посчитали?
Идеальная ситуация для расчетов
В общем, вывод такой. Для расчета по методике, требуется идеальная ситуация: утро 1 января, МАПП соответствует всем требованиям и не находится на реконструкции, все таможенники на месте и трезвы, в пункте пропуска одна машина, товар самый простой, без рисков, все документы в порядке, на АПП начальник таможни с секундомером. На старт. Внимание. Марш! 

Источник: http://провэд.рф

Комментариев нет:

Отправить комментарий