среда, 4 июля 2012 г.

Утомленные пробкой…Можно ли избежать очередей на границе?


Проблема очередей на границе, к сожалению, не нова. И рецептов улучшения ситуации не счесть… Думается, что, в соответствии с мнением профессора Преображенского, проблема сидит в головах, а не в сортирах (в нашем случае читай - таможнях). Почему в понятия общей пользы - и государству, и участникам ВЭД, вкладывается различный смысл? 
probki
С точки зрения таможни, главная их задача на границе - обеспечение фискальной функции наполнения федерального бюджета. С точки зрения бизнеса -на границе никакие таможенные платежи не собираются, это функция внутренних таможен! А главное, что делает несостоятельным ссылку таможни на фискальную функцию: по экспертной оценке российская экономика из-за простоев на границе теряет не менее 15 млрд. рублей ежегодно! Теперь еще нужно посчитать, будет ли положительным сальдо в кармане государства от такой лжезаботы о его интересах…
Каковы же общие причины того, что автомобильные пункты пропуска сегодня не справляются с грузопотоком? Почему тысячи грузовиков по 4 суток на морозе теснятся при въезде в Россию? Мало того, 2-3 года назад пропускная способность АПП (на примере АПП «Торфяновка») была почти в 2 раза выше!Ответ прост, как топор. При существующих российских таможенных технологиях, помноженных на пресловутый человеческий фактор и бездумное наращивание объема таможенных операций на АПП, иного результата не может быть. На приграничные таможни возлагаются несвойственные им функции, это и тормозит прохождение транспорта через границу. Такой порядок противоречит Киотской конвенции, о чем уже писала Гильдия ПРОВЭД. 
В пунктах пропуска должен обеспечиваться исключительно контроль за общественной безопасностью и здоровьем населения: недопущение провоза контрабанды, оружия, наркотиков, а не выполнение фискальной функции, которая относится к приоритетам внутренних таможен. То же относится к вопросу использования инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК): основные усилия таможни при использовании ИДК сегодня направлены на выявление соответствия груза сведениям, указанным в документах. То есть, на то, чем опять же должны заниматься на таможенных терминалах внутри страны. Для этих целей на инспекционно-досмотровые комплексы на АПП направляется до четверти всего грузопотока, выстраивая 4-8 часовые «внутренние» очереди. Потенциал ИДК нужно использовать в интересах общественной безопасности, а не в поиске технических ошибок при оформлении товарно-сопроводительных документов! Приобретение каждого ИДК обошлось государству в 100 млн. рублей, однако общая результативность досмотров по итогам 2011 года согласно отчету ФТС России составила 0,26%. Получается, на тысячу проверенных через ИДК машин только в трех были обнаружены определенные недочеты в документах. Такие огромные затраты на такую ничтожную цель… А вы говорите, танк клопов не давит? 
Что следует из вышесказанного? Нужно изменить структуру проведения контрольных мероприятий в АПП в отношении грузов, перевозимых автомобильным транспортом. Минимизировать бумажную волокиту для участников таможенной конвенции Международных Дорожных Перевозок (МДП), которые дают ФТС дополнительные финансовые гарантии, а также гарантии по надежности перевозчиков, по транспортным средствам, пригодным к использованию под таможенными пломбами. Таких перевозчиков в России более 80%, и если для них сократить количество требуемых таможенными органами сведений с 55 (55 граф транзитной декларации) до 15 (15 граф в грузовом манифесте книжки МДП), как в Европе, где это считается достаточным, то получится очень существенное сокращение времени оформления транспортного средства при прохождении АПП. По перевозкам же, по которым подана предварительная информация, следует сократить пребывание транспортного средства на МАПП до 1 часа! Было бы логично законодательно установить общий регламент по времени прохождения контрольных процедур на АПП, в принципе, не более 1,5-2-х часов с учетом ожидания транспортного средства в очереди на въезд на территорию. 
Далее, нужно на деле перенести все основные контрольные, проверочные, досмотровые операции из пунктов пропуска в места доставки на внутренние терминалы, а не заниматься дублированием функций. В пунктах пропуска должна остаться функция учета въезда и выезда транспортных средств с грузом, или порожними, и контроля за прибытием транспортного средства с импортным грузом на внутренние терминалы.
Налоговая функция таможенных органов также должна обеспечиваться на внутренних терминалах: досмотры, проверки соответствия номенклатуры, веса и другие необходимые мероприятия. При выявлении на АПП ошибок в документах, подаваемых перевозчиками, нужно просто направлять указанные транспортные средства под пломбами в таможни назначения для углубленного досмотра. Опыт показывает, что риск недоставок грузов в таможню назначения в настоящее время минимален. Самое удивительное, что происходит с автомобильными пробками на Российской таможне - они двусторонние.
К нам – с товаром, от нас - порожние. Что таможня контролирует на пустых российских грузовиках, следующих за границу под погрузку, похоже, тайна великая для самой таможни. Все вместе создаёт комплексную проблему, к решению которой подходить нужно также комплексно. В первую очередь, на законодательном уровне таможня должна идти в ногу со временем, со всем цивилизованным миром. Во вторых, самое замечательное законодательство нужно бескомпромиссно исполнять. И, в третьих, принципа целесообразности действий и их согласованно всеобщей пользы для государства и участников ВЭД никто не отменял. Может, тогда и пробки на границе станут просто забавным и нелепым воспоминанием давно минувших дней….
Илья Михайлов
Источник: http://провэд.рф

Комментариев нет:

Отправить комментарий