среда, 11 июля 2012 г.

Старые дороги и новые налоги приведут к пустым кошелькам?...


Российских грузоперевозчиков ждут новые сборы — Минтранс предлагает взимать плату за возмещение вреда дорогам транспортными средствами массой свыше 12 т. Для этого может быть создан специальный оператор системы, которым скорее всего станет госучреждение, подконтрольное одной из структур Мин­транса. Это неизбежно скажется на тарифах на грузоперевозки, а отсюда на цене потребительских товаров, особенно в регионах.
Данный оператор бесплатно оснастит большегрузы специальными бортовыми устройствами, определяющими маршрут через спутниковую навигацию ГЛОНАСС и рассчитывающими плату с автомобиля в счет возмещения вреда дорожному полотну. После этого владельцы автотранспорта должны будут зарегистрироваться в системе оператора и завести лицевой счет, с которого в автоматическом режиме будут списываться средства за пройденное расстояние. Согласно проекту документа, без регистрации в системе перевозочная деятельность большегрузов станет невозможной. Собранные средства, согласно идее разработчиков документа, должны перечисляться в дорожный фонд для развития автомобильной сети.
Безусловно, эта инициатива властей вызвала бурные дискуссии, в первую очередь в отношении размеров платы в соответствии с новыми нормами. Предварительные расчеты Минфина и рассуждения экспертов очень разнятся — от «символических» 0,24 руб. за 1 кг массы транспортного средства в год до 3,5 руб. за 1 км пробега по федеральным трассам. Сама концепция предложенных изменений разработана по аналогии с системами, функционирующими в Европе. В частности, немецкая система оплаты дорог Toll Collect сейчас не вызывает вопросов у пользователей. Однако напомню, что ее запуск в свое время поднял мощные протестные настроения даже в такой развитой стране, как Германия.
Что же касается России, то внедрение подобной системы неизбежно скажется на росте тарифов на перевозки. Соответственно, тут же вырастет стоимость потребительских товаров, которые доставляются до точек продажи автотранспортом. Особенно это коснется регионов. Плата за проезд станет неотъемлемой составляющей себестоимости перевозок. Причем, учитывая современный российский опыт, помимо прописанной в законе суммы перевозчикам, вероятно, также придется оплачивать стоимость организационно-технических мер и всех формальностей по соблюдению норм данного закона.
Примечательно, что новые нормы и сборы будут введены к уже существующим обязательным для всех грузоперевозчиков платежам — транспортному налогу на большегрузную технику и акцизам на топливо. То есть по сути это будет третьим налогом для российских перевозчиков. И, как представляется, не последним — в скором будущем ожидается введение сборов за проезд по платным дорогам.
В проекте постановления также прописано, что устройства для сбора информации будут выдаваться на специальных пунктах не далее 50 км от границы с Россией. Вместе с электронными формами регистрации и оплаты это должно создать основу для оплаты любым перевозчиком — как резидентом РФ, так и иностранцем. Соответственно, логичным является вопрос о возврате иностранцами устройств, которые должны им выдаваться на безвозмездной основе. Каким образом будут осуществляться подобные достаточно сложные процедуры и кто будет их проводить?
Ну и, собственно, самым важным вопросом в данной процедуре является результат применения новых норм. Эксперты и законодатели высказывают мнение о существенном увеличении бюджета на ремонт и содержание дорог. Как предполагается, большая часть из этих средств (около 70%) будет поступать в местные бюджеты, остальное — в федеральные фонды. Подобный принцип уже применяется (правда, в обратную сторону) по отношению к ставке транспортного налога — в некоторых регионах она ниже, чем, к примеру, в Москве и Московской области, что формирует некоторое преимущество для региональных транспортных компаний.
Но основные грузопотоки все же проходят не через российскую глубинку, однако если руководствоваться законодательными принципами, то именно там действует «льготный» режим для размещения транспортного предприятия. Применение такого распределения собранных в дорожные фонды средств, которые разделены на федеральный и региональные, никоим образом не решит сложившуюся ситуацию со строительством дорог, где, как известно, одна из самых высоких в стране степень коррупционной составляющей, и деньги на строительство дорог проходят через длинную цепочку различных бюджетов.
Эффективным решением вопроса мог бы стать поэтапный запуск системы. На первом этапе — ввести разумную плату и контроль за наиболее интенсивными трассами, возможно, сопряженными с пограничными переходами. Это значительно упростило бы процедуру сбора информации о перевозчиках, не возникло бы необходимости повсеместного внедрения возвратных устройств на основе ГЛОНАСС. На втором и последующих этапах уже можно было бы проанализировать результаты и переходить к более масштабному внедрению технологии уже с массовым применением приемников.
И, наконец, самым важным является собственно качество магистралей и дорожного полотна. Этот наболевший вопрос с введением дополнительных сборов и финансированием подобных программ должен жестко контролироваться государством. Также необходимо привлечь к процедурам контроля общественные организации, в том числе и региональные, с участием транспортников и представителей бизнеса.
Леонид Шляпников, генеральный директор "Совтрансавтоэкспедиции"
Источник: http://провэд.рф

Комментариев нет:

Отправить комментарий